Надзорные каникулы
Лето 2015 года преподнесло представителям малого бизнеса очередной приятный сюрприз. В июле Госдумой был принят закон №246 ФЗ от 13 июля 2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающийся плановых проверок. Данный законопроект предусматривает введение трехлетнего запрета на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, то есть на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Истоки законопроекта
Идея законопроекта о «надзорных каникулах» была обнародована еще зимой 2015 года. Президент предложил Федеральному собранию в течение трех лет не беспокоить плановыми проверками те предприятия, которые до сих пор не зарекомендовали себя как серьезные правонарушители. Объяснялось это предложение тем, что настоящая нестабильная экономическая ситуация в стране и так не способствует развитию малого бизнеса, а плановые проверки, являющиеся, по сути стрессом и испытанием для любого предприятия, могут оставить на нем дополнительный негативный отпечаток. Бизнес-сообщество подержала эту инициативу, что, в итоге и привело к разработке, одобрению и введению законопроекта. Однако касаются нововведения не всех, и в законопроекте имеются моменты, которые необходимо прояснить.
Кто не попадает под «надзорные каникулы»?
Во-первых, трехлетний мораторий на плановые проверки не распространяется на каждого представителя малого бизнеса. В исключения попадают предприятия, чья деятельность напрямую связана с общественным благополучием. Согласно законопроекту в эту категорию попадают представители малого бизнеса, работающие в:
- сфере здравоохранения;
- сфере образования;
- социальной сфере;
- сфере теплоснабжения;
- сфере электроэнергетики;
- сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в случае если они включены в соответствующий перечень, утверждённый Правительством (постановление от 23 ноября 2009 года №944).
Так же поправки не будут касаться:
- Федерального госнадзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и ИП, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;
- Федерального госнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и ИП, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;
- Федерального госнадзора в области обеспечения радиационной безопасности;
- Государственного экологического надзора в отношении юридических лиц и ИП, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;
- Федерального госконтроля за обеспечением защиты гостайны;
- Лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
- Внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
Во-вторых, под «надзорные каникулы» не попадают предприятия, уличенные в течение трех лет до введения закона в действие в грубых правонарушениях и подвергшиеся административному наказанию, дисквалификации или лишению лицензии.
В-третьих, как уже подчеркивалось не раз, ограничение плановых проверок касается только представителей малого бизнеса. Однако может ли считаться та или иная организация или индивидуальный предприниматель малым предприятием, для многих — вопрос не простой. Статус малого предприятия для каждого будет устанавливаться контролирующими органами через систему межведомственного взаимодействия на этапе разработки плана плановых проверок, но механизм этот еще не налажен, что может привести к многочисленным ошибкам контролирующих органов. В том случае, если организация или ИП, по мнению контролеров, не относится к категории малого предприятия, а представитель данной организации считает иначе, он имеет право оспорить решение о плановой проверке. Сложность заключается в том, что перечень документов, позволяющих отнести предприятие к категории «малого», на сегодня не определен. Как и не прописаны в законопроекте документы, являющиеся основанием для приостановки плановой проверки, в случае если предприятие все же является объектом малого бизнеса.
Стороннее мнение
И наконец, многие предприниматели не считают законопроект о «надзорных каникулах» какой-то особенной поддержкой малого бизнеса. Объясняют они это следующим образом: если плановые проверки будут отменены, то от внеплановых никуда не скрыться. Для проведения проверок подобного рода многого не нужно, достаточно жалобы или заявления, поданного в контролирующий орган. К тому же существуют некоторые виды контроля, от которых «надзорные каникулы» не освобождают. Это:
- налоговый контроль;
- контроль за уплатой взносов в страховые фонды;
- таможенный контроль;
- прокурорский надзор.