Макдональдс. Империя под литерой «М»
Сочная говяжья котлетка в мягкой булочке под жареную картошку фри и шипящую в картонном стакане кока-колу. Знакомое ощущение, не правда ли? Когда-то очередь в первый московский Макдональдс растягивалась на километры. Теперь же этих ресторанов быстрого питания в столичном мегаполисе насчитывается около сотни, а по своей популярности Макдональдс уступает лишь сети Subway. И то, всего лишь с 2010 года.
Но с чего же все начиналось? В 1940 году, когда предприимчивые братья Дик и Мак Макдональд основали собственную компанию. Очень скоро они изменили политику своего ресторанного бизнеса, заменив объемное меню на скромное, но привлекательное, официантов – на самообслуживание, долгий процесс приготовления пищи – скоростным и снизив цены. Это открытие принесло им успех, вскоре на братьев посыпались многочисленные просьбы о дозволении работать по их технологии. Первым человеком, которому официально они продали лицензию, применив концепцию франчайзинга, стал Нейл Фокс. Его ресторан для автолюбителей превратился для братьев в первую, опытную модель сети предприятий быстрого питания, размещенную под знаменитым логотипом компании – большой, округлой буквой «М» желтого цвета.
Однако основное развитие сеть ресторанов «Макдональдс» получила после судьбоносной встречи братьев с человеком по имени Рей Крок. Любопытный факт: познакомили их молочные коктейли, традиционный и любимый всеми напиток и десерт в Макдональдс. В те годы Рей Крок занимался сбытом миксеров, и когда ему поступил заказ на объемную партию такого специфического товара, он, любознательный человек с коммерческой жилкой, не смог не заинтересоваться. А когда узнал о концепции братьев, мгновенно загорелся идеей превратить их начинание в огромную, развитую индустрию. В 1954 году Крок приобрел эксклюзивное право заниматься франчайзингом компании на ограниченное время, и с тех пор Макдональдс стал его жизнью и детищем.
Сеть ресторанов стремительно развивалась во многом благодаря унификации пищи: в любом уголке Америки посетители точно знали, из каких компонентов состоит Биг Мак, и были уверенны в неизменности его вкуса. В 1961 году Крок полностью выкупил компанию у ее первоначальных хозяев, и триумфальное шествие сети Макдональдс по Соединенным Штатам продолжилось. Состояние Реймонда Крока стремительно увеличивалось, однако он был неутомим. Он открыл собственную лабораторию по изучению и производству еды, предлагаемой в его ресторанах, а в конце 60-х годов развернул огромную рекламную компанию, занялся благотворительностью.
К начала 1970 годов сеть пересекла границу Соединенных штатов и начала международное распространение. До самой своей смерти в 1984 году Рей Крок участвовал в делах компании, заботясь о ней, как отец заботится о ребенке.
В настоящее время рестораны Макдональдс существуют в 114 странах мира, а их суммарное количество достигает примерно 33 000. И это уже не просто сеть. Это целая империя. Империя «М».